top of page

Неоклассика: северная линия

  • Сергей Колесников
  • 20 нояб. 2016 г.
  • 2 мин. чтения

Релиз нового альбома Тьерсена – большое событие для всех фанатов неоклассики

Ян Тьерсен входит в тройку, пожалуй, самых популярных фигур в мире современной классики: сравниться с французом по степени известности могут лишь Роберто Каччапалья и Людовико Эйнауди. И если музыка итальянцев – оплот для эстетов, оттопыривающих мизинцы, то с целевой аудиторией Тьерсена ситуация до последнего момента не была ясна. 2016 год и релиз Eusa стали решающими.


Опасность потерять творческий суверенитет французу точно не грозит: после условного Le Fabuleux Destin D'Amélie Poulain (альбом-саундтрек к Амели” 2001 года) Тьерсен успел выпустить столько самостоятельных записей, что вопросы о его самодостаточности как композитора снялись сами собой. Передав большой привет Майку Олдфилду на Infinity, Тьерсен приступает к работе над проектом Eusa – музыкальной панорамой Бретани. И именно здесь слушателю становится очевидно следующее: отдалившись от континентальной традиции современной классики, музыкант присоединяется к “северному движению”.


Воспитанный в традициях местной культуры, свой последний альбом композитор посвящает истории и природе родного края. Основой для Eusa стали полевые записи, сделанные Тьерсеном на острове Уэссан (брет. Eusa), куда музыкант переехал из французского Бреста, города-бухты на берегу Атлантического океана. Возможно, уже в этом символически выражается прослеживающаяся в творчестве композитора тенденция к “нордификации”. Интересно, что звучание Eusa ближе всего к другому "северному" лонгплею Тьерсена, Tabarly (2008), альбому-саундтреку к фильму о французском яхтсмене Эрике Табарли, утонувшем в водах Ирландского моря.


Параллельно с Олафьуром Арнальдсом, своим исландским коллегой, Тьерсен изучает северные земли своего Отечества, попутно составляя карту собственного внутреннего мира: “Идея состояла в том, чтобы сделать карту острова и, если уж на то пошло, карту моего собственного Я”, – рассказывает француз. На базе десяти треков, записанных композитором в разных местечках Уэссана, появилось десять фортепианных соло, соединённых между собой посредством коротких интерлюдий – hent-ов, то есть с бретонского буквально “дорожек” или “переходов”. Северные буколики Тьерсена, в ткань которых органично вплетены естественные голоса бретонской природы, проиллюстрированы фотографиями Эмили Канки, жены композитора.

"Уэссан для меня больше, чем родная земля, – это часть меня", – Ян Тьерсен

Отголоски недавних перемен в личной жизни Тьерсена (свадьба Яна и Эмили произошла в августе 2016 года) ощущаются в холодной, но светлой лирике Eusa, квинтэссенция которой – северный вальс Porz Goret. В настроении альбома чувствуются особая уверенность и “взрослость”, не противопоставленная беззаботности, но уживающаяся с ней. Музыка Тьерсена будто написана на бретонском: в этом шершавом и загадочном языке – всё то, чем славен небольшой кельтский народ. Здесь и дыхание северного ветра, и шум кельтских дубов, и непрестанная, но бескровная борьба – отстаивание собственной истории, собственных корней. Не зря Яна так часто сравнивают с его предшественником и соотечественником Сати, тоже, к слову, глубоко уважавшим собственную родословную: своё имя знаменитый француз писал намеренно через K (Erik вместо Eric), подчёркивая его шотландское происхождение.


Eusa – это меланхоличная сказочность и неоконченный поиск себя в вечном. Это ещё не Скандинавия, но уже не Франция – для Бретони работа мастера Тьерсена является такой же знаковой, какой для Исландии уже стали Island Songs Олафьура Арнальдса. Ян признаётся, что Уэссан для него – “больше, чем просто Родина”; точно так же и его альбом – наверное, что-то большее, чем просто красивая инструментальная музыка.



Комментарии


Поиск по тегам
Москульт в лицах

Лиза Голота

Елена Пономарёва

Майя Афанасьева

Please reload

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page